Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 102.58 107.43

Психическое здоровье (ментальное здоровье) это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать

Психическое здоровье (ментальное здоровье) – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Социализация – это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Контент – это содержание, наполнение чего-либо: веб-страниц, соцсетей, каналов в мессенджерах и разных программ. Мы сталкиваемся с контентом ежедневно: это видео на YouTube, новости, посты в каналах, статьи в блогах.

Интернет-ресурсы – это информационная система, использующая web-технологии на уровне представления и передачи данных, предназначенная для оказания публичных информационных услуг в сети Интернет.

Социальная сеть – это интернет-площадка, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы.

В современном обществе большое значение в социализации нового поколения имеют средства массовой информации, социальные сети, интернет-каналы и другие ресурсы всемирной сети. Наряду с позитивными возможностями, создаваемыми сетью Интернет для развития и обучения, существуют возрастающие риски, связанные с неоднозначностью их воздействия на психическое здоровье и развитие детей и подростков.

В связи с этим возникла идея создания нового молодежного контента – проекта «PROнас». Это новое виртуальное пространство, которое будут создавать сами дети и подростки, общаться друг с другом на актуальные темы, обсуждать волнующие их вопросы. При этом новый контент станет нести развивающую и воспитывающую функции благодаря взрослым-экспертам, педагогам, наставникам, профессионалам, которые будут делиться своими знаниями, опытом с подрастающим поколением, направлять их, помогать в решении возникающих проблем.

При подготовке проекта «PROнас» были учтены различные аспекты создания виртуального контента, чтобы он был действующим и благоприятным. Особое внимание было уделено исследованию влияния интернета и социальных сетей на психическое развитие и состояние детей и подростков.

Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию.

Существуют риски социализации подрастающего поколения, связанные с открытостью и доступностью информационного пространства, содержащего агрессию и насилие, провоцирующие страхи и тревожность, а также продукцию открытого сексуального содержания. Кроме того, последнее время в интернет-каналах часто используются приемы морального оправдания асоциального, девиантного, агрессивного поведения и насилия. К тому же негативная информация красочно преподносится, что заставляет подростков чаще читать негативный контент, чем позитивный. Детская психика уязвима к медианасилию. Как следствие возникают изменения в эмоциональном состоянии, когнитивном образе мира и у ребенка возникает стремление подражать агрессивному поведению.

Данные различных мировых исследований позволяют сделать выводы о влиянии социальных сетей и интернет-каналов:

· приводит к росту психических расстройств, самоповреждающего поведения и склонности к суициду среди молодежи;

· влияет на самооценку подростков и межличностные отношения через социальное сравнение и негативные взаимодействия, включая киберзапугивание;

· многозадачность в средствах массовой информации способствует хроническому лишению сна и отрицательному влиянию на когнитивный контроль, успеваемость и социально-эмоциональные функции.

Глобальное распространение социальных сетей и интернет-ресурсов оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Поэтому современные психологи, педагоги и родители озадачены формированием интернет-контента, который способствует формированию определенных ценностей и образцов поведения.

Социальная сеть в современном обществе – абсолютно полноправный источник информации и средство для развития современных подростков. Потому что соцсети, в первую очередь, помогают подросткам презентовать себя, что очень важно в этот возрастной период. В интернете у них есть возможность представить свой желанный образ обществу и освоить множество социальных ролей. Чтобы познавать мир в реальности, нужно предпринимать множество усилий, особенно для того, чтобы с кем-то выстроить взаимоотношения. В социальных сетях всё гораздо проще: достаточно завести аккаунт или даже несколько и преподносить окружающим себя в разных образах. Именно поэтому социальная сеть для подростков более привлекательный мир, чем реальная жизнь.

Современные дети более динамичные в развитии, особенно в освоении интернет-пространства, они опережают взрослых. И правила поведения в социальных сетях они формируют на собственном опыте, самостоятельно, методом проб и ошибок. Поэтому взрослым сложно воспитать в них критичность мышления, так как они воспитывают это в себе сами. Однако стараться направлять их в этом плане нужно и важно, так как критичность восприятия интернет-контента помогает противостоять формированию иллюзорной безопасности, разрушает миф о том, что, если что-то делать на экране, это не несёт никакого вреда.

Можно выделить 3 группы рисков, которые возникают у детей и подростков при использовании социальных сетей:

1) Проблемы идентичности, когда есть несогласованность образов «я – реальное» и «я – виртуальное». У подростка формируется положительный образ в социальных сетях, который совершенно не сходится с образом в реальной жизни, с его настоящей личностью. Постепенно он и сознанием, и эмоциями полностью погружается в виртуальность, перестаёт жить и развиваться в реальности, у него формируется личностный конфликт, из которого чаще всего самостоятельно выбраться ребёнок не может.

2) Деструктивные сообщества. Найдя тех, кто в данный момент эмоционально ослаблен, применяя правильные слова и уловки, администраторы начинают вербовать сначала вступить в такие сообщества, а потом просят совершить различные деструктивные поступки, благодаря которым подросток сможет обрести признание и авторитет.

3) Нарушение психического развития за счёт чрезмерного использования гаджетов. Подросток теряет ощущение реальности, его психика вынуждена обрабатывать большой информационный поток. От социальных сетей, интернет-игр он получает максимум удовольствия, искусственно вырабатывается гормон радости, что так или иначе нарушает работу центральной нервной системы. Кроме того, у детей, которые много времени проводят в соцсетях, появляется склонность к депрессии, потому что интернет даёт иллюзию удовлетворения реальных потребностей.

Таким образом, восприятие детьми и подростками неблагоприятного контента в информационном пространстве порождает риски подражания агрессивному поведению, страхов и повышенной тревожности, привыканию к явлениям насилия и агрессии, а также искажению мировосприятия, когда насилие воспринимается как необходимая и естественная норма отношений между людьми в обществе.

Задача педагогов и родителей – оснастить подростков теми способами саморегуляции, рефлексии, которые помогут им распознавать опасности в соцсетях. Родителям и педагогам необходимо понимать, что запретом и излишним контролем невозможно решить главную задачу – научить подростков безопасному поведению во всемирной сети. Однако при условии наличия доверительных отношений между ребёнком и взрослым, можно обеспечить авторитетность мнения для тех, кто ещё не готов к самоконтролю и саморегуляции поведения. Речь идёт о том, чтобы балансировать между желанием контролировать происходящее и оказанием поддержки и помощи в трудных и проблемных ситуациях.

Проект «PROнас» не ставит целью оградить детей и подростков от социальных сетей, каналов, интернета. И вряд ли это будет возможно и оправдано в современных реалиях. Его цель – создание благоприятного, «здорового» контента для молодежи, который будет способствовать развитию устойчивой психики, критического мышления, самосознания, адекватной самооценки, креативности, а также созданию безопасных социальных связей, межличностных коммуникаций в контексте актуальных для подростков тем.

1031

Оставить сообщение: